среда, 19 декабря 2012 г.

"Сияние" и "Сияние"




Я до сих пор помню, как впервые читала "Сияние", сидя в пустом зале читального зала библиотеки, в которой тогда работала. О, да, я работала и библиотекарем, не очень заметно теперь, да? Ну, не одну меня жизнь потрепала. О чем это я? 
Да, помню. С тех пор, кажется, никогда больше так не боялась. 

Не отслеживаю экранизации Кинга, мало что нравится, потому что в своей голове я экранизировала все сама, так, как хотелось мне, а не посторонним продюсерам и режиссерам, но недавно, благодаря своему новому увлечению, откопала мини-телешоу "Сияние", приготовилась разочароваться, но этого, на удивление, не произошло. Возможно, из-за того, что сценаристом и продюсером здесь выступил сам Кинг.
По ходу просмотра невольно сравнивала оба "Сияния".


Стенли Кубрик заинтересовался "Сиянием", и сам позвонил Кингу с вопросом об экранизации. Первоначальный сценарий для фильма Кубрика писал Кинг, и этот сценарий был Кубриком отвергнут как чересчур близкий к тексту и духу книги, бггаагааа.
Здесь очень важно, что Стивен Кинг тогда еще не был СТИВЕНОМ КИНГОМ, великим и ужасным, "Сияние" - всего-то третий его роман, а Кубрик уже был КУБРИКОМ. Диктовал условия не Кинг, он мог только упрашивать, получая отказ за отказом.

Кинг изо всех сил пытался уговорить Кубрика не брать на главную роль Джека Николсона, потому что его герой, Джек Торренс, сходит с ума постепенно, а про Николсона с первых кадров понятно, что он сумасшедший.

Джек Торренс Николсона

Джек Торренс Уэбера

Кинг просил не брать на роль Венди Шелли Дювалл, потому что у Кинга Венди - обычная блондинка, никогда ранее не сталкивающаяся с жизненными трудностями, Шелли - полная противоположность образа в представлении Кинга. И моем, ясен пень:)
Эти постоянно вращающиеся навыкате глаза, бррр.

Венди Шелли Дювалл

Венди Ребекки Де Морней

По Кингу, Джек Торренс - абсолютно порядочный, хороший человек, постепенно подпадающий под влияние отеля, нечисти, этот отель населяющей, но он не главный герой этого романа. Сияющий мальчик Дэнни - вот главный герой.

Дэнни из кубриковского "Сияния", Дэнни Ллойд.

Дэнни Ллойд теперь. Абидна, да?
Дэнни из кинговского "Сияния", Кортленд Мид

Кортленд Мид теперь

По Кубрику, "Сияние" - это история Джека Торренса, а мистика, мальчик, жена - частности, местами украшающие кадр. Кубрик снимал стремящегося к саморазрушению человека, который и поддается-то влиянию отеля только затем, чтобы избавиться от семьи, а затем и от самого себя.

Неудивительно, что Кинг наметал килограммов десять икры в процессе съемок, по выходу "Сияния" Кубрика и метал еще долго, раз все-таки решился аж спустя 17 лет снять (или доверить съемку по СВОЕМУ сценарию и под СВОИМ присмотром) фильм, в котором все именно так, как ОН видит.

"Оверлук" Кубрика
"Оверлук" Кинга

"Оверлук" Кинга прекрасен, именно таким я его представляла, именно в таком хотела бы немножко пожить, но успеть уехать до точки невозврата:)



В роли Уллмана засветился папаша Геллер!

У Кубрика меня смущают ковры психоделических раскрасок с геометрическими рисунками и глянцевые белые стены. Отель-то должен быть какбе традиционный.

Эту сцену, кстати, снимали камерой, которая была установлена под тележкой оператора.

В "Сиянии" 1997 года мне все нравится, все мило моему глазу:






У Кубрика подбор актеров говорит сам за себя: нормальные, морально здоровые мужчины, не скрытые садисты, не женятся на таких овечках, как эта Венди. И Джек Торренс Кубрика практически не общается с сыном. Слабое место этого фильма - невольно возникающий   на протяжении всей истории вопрос главной героине: кой черт ты поперлась в эти ебеня с этим психопатом, дура?!

Бедный ребенок! 

Но Кубрику на всю эту чепуху было плевать, его несло. Он запретил всей съемочной группе доброжелательно общаться с Дювалл, запретил поддерживать ее и говорить ей комплименты, сам прикапывался к каждой мелочи в ее игре, орал на нее в присутствии всей группы, специально держа ее во взвинченном состоянии.


Он все время, входя в раж, пытался отобрать камеру у оператора, пока оператор не пригрозил ему вдарить, он целый месяц (!) снимал сцену с погоней в лабиринте (кстати, лабиринт вместо зверьков тоже не забуду, не прощу), он доводил до слез пожилых актеров, так, что даже Николсон за них заступался, он сделал более пятидесяти дублей сцены, где теннисный мячик подкатывается строго по полоске ковра к игрушкам Дэнни, для сцен, где слышится звук печатной машинки, но самой машинки даже нет, Кубрик потребовал записать звук, печатая фразу «All work and no play makes Jack a dull boy», потому что где-то услышал, что у каждой клавиши оригинальное звучание.
А знаменитую сцену с реками крови он снимал в течение года! *сдохла, крича*

Кстати, заметно, что результатом он удовлетворился, сцена повторяется в фильме не раз.




Я ни в коем случае не хочу сказать, что Кубрик снял плохое кино. Я хочу сказать, что он снял свое кино, которое, по моему мнению, имеет мало общего с книгой, причем расхождения между ними глобальные.
Мне милее история обычной, по-своему счастливой семьи, разрушившейся при обстоятельствах неодолимой силы, история, которую и написал Стивен Кинг.





Стёпачка воистину прекрасен, аняня







С самого начала просмотра "Сияния" Кинга я переживала за авторов этой версии, думала, много ли находок они уворуют у Кубрика? Но они сдержались, даже двойняшек в свою фильму не вставили, а ведь что может быть страшнее одинаковых мертвых девочек?




От рек крови тоже воздержались, но тетку из ванной все-таки достали.



Она идет за тобой! 

Маскарад Кубрика

Страшно раздражающая меня, неприлично затянутая сцена разговора бывшего смотрителя отеля с нынешним во время маскарада. Кубрик по какой-то причине не снял сцену в подвале с находкой альбома с газетными вырезками, поэтому ему пришлось объяснять непосвященным что к чему именно этим долгим и нудным разговором. В телеверсии обошлись короткими, довольно удачно вписывающимися в линейное повествование флешбэками.

Разговор в туалете

Маскарад Кинга

Камео Кинга.
Дирижер всего этого безобразия

В "Сиянии" Кинга, конечно, много недочетов, на то оно и телеверсия, чего стоит только воображаемый Тони, парящий какбе в воздухе, но плюсов в ней больше. Да что там, я лично только за присутствие Стёпачки автоматически прибавляю пять баллов к общему счету, а вы - как хотите: нудно так нудно, хозяин - барин. 

И телеверсия не так страшна, как фильм Кубрика, но я люблю Кинга вовсе не за ужасы. Его ужасы - это лишь фон для тонкого раскрытия психологических портретов, а саспенс - лишь прием  разоблачения серьезных личностных и общественных проблем. 

18 комментариев:

  1. Таничка, это чудеснейший обзор! Ты так суперски написала, что я просто в полнейшем восторге! И так захотелось посмотреть "Сияние" кинговское! Кубриковское мне никогда не нравилось, и по тем же причинам, что ты упомянула. Лабиринт этот дебильный - зачем, блеать?! Венди идиотическая! Николсон, конечно, отличный актёр, но это не его амплуа абсолютно. Такшта надо посмотреть версию Кинга!

    ОтветитьУдалить
  2. Браво, браво!
    И всегда была с этим согласна - "Джек Торренс, сходит с ума постепенно, а про Николсона с первых кадров понятно, что он сумасшедший." Потому и не люблю Николсона в этом фильме. Он его ...ммм...мягко сказать...преобразил. Вот МакМёрфи - стопроцентно его персонаж, такой же как и у Кизи.
    Буду качать Степкиного Торренса, очень по кадрам впечатлило, совпало с моим восприятием "Сияния".

    ОтветитьУдалить
  3. ффух, смахнула пот со лба, хоть тут что-то довела до конца, теперь можно расслабица и неспешно перечесть "Сияние":))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я тоже сейчас начинаю что-то смотреть, бросаю на первой четверти, бегу перечитываю, а потом заканчиваю просмотр.
      "Любовника" так же смотрела, сейчас вот "Тихого американца").
      Но ты пропахала ого-го какой объем! Я С Гэтсби все с осени мечтаю так же сделать в преддверии новой экранизации, ну как с Карениной.

      Удалить
    2. када прет, даже объемы похеру:)))
      Да и Стёпачке спасибо, не он бы, стала бы я сидеть да капсить столько:))

      оо, Гэтсби!! буду ждать.

      Удалить
    3. Ну, на каникулах точно сделаю, щас я вся в Индокитае)

      Про ковер психоделический точно подметила. У Кубрика каrбэ с первых кадров все кричит о том, что скоро всем придет pizdec.
      Зх, "Талисман" хочу хорошо экранизированный)

      Удалить
    4. "Талисман", наверное, невозможно хорошо экранизировать.
      Ах, как удалась Кингу эта книга! (если ты про нее, канеш:))
      Такая оригинальная и страшная роуд-муви, прямо ням!

      Удалить
  4. Так и не асилела Шанинг с Николсоном. Всё раздражало, абсолютно всё, с самого первого появления Джека. Сам Оверлук совершенно неуместный своей фешенебельностью в горах да плюс еще работает посезонно. Какова ж тогда рентабельность этого отеля?))
    Мне и раньше этот фильм не очень нравился, как экранизация, а сейчас только и смогла, что на быстрой прокрутке 5 сек, восстановить общую картину.
    Про Шелли Дюваль и вовсе говорить нечего. Насколько невтемен сам Николсон на собеседовании в образе бывшего учителя, настолько она вообще невтемна всему образу Венди. Ну как, скажи мне как? Такой мужик, как Николсон, мог жениться на этой хм...красавице. Что за отношения их могут связывать вообще?
    Аццке порадовалась, прочитав, что ей за эту роль прочили "Золотую малину", да Брук Шилдс её подрезала в той номинации))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. дак вот Кинг и сопротивлялся, сколько мог этому кастингу, но что он мог, молодой и неоперившийся, против бешеного Кубрика?

      у меня прям камень с души упал, что ты так же все видишь, а то я уж думала, я одна ипанько, что сопротивляюсь всеобщему восторгу от кубриковсого шайнинга и джека торренса-николсона

      Удалить
    2. Нет, я безусловно понимаю, кто есть Кубрик и кто есть Николсон, и Оскары заслужены и то, что по сей день Шайнинг во всяких топах ужастикового кино. НО! Моё любимое восклицательное НО! Это два разных самостоятельных произведения - Шайнинг Кинга и Шайнинг Кубрика. Ими хорошо восторгаться по отдельности. Кубриком восторгаться у меня не получается по причине полного мискастинга и несовпадения в ощущениях.
      А что до Степкиного Шайнинга, то он просто мало кому известен, чтоб быть по достоинству оцененным в своем формате, пожалуй, только отъявленным фанатам самого Кинга. Мне телеверсия оказалась ближе по моему ощущению Шайнинга.
      Кстати, что еще неприятно сегодня поразило у Кубрика - музыка, музыка начала давить с самых первых титров, когда Джек еще ехал на собеседование. Всё, слышишь такое и понимаешь, что ничего хорошего впереди не будет. А у Кинга все ж таки иначе, там хоррор по нарастающей накатывает.

      *ура, от меня все умотали только что, я прям откровенно балдею, что можно теперь пару суток вообще из лежбища не вылезать))

      Удалить
    3. музыка, ага.
      почти что как гребаный вагнер у триера:)))

      а сцена, где герой Николсона приперся устраиваться на работу? ну, сцуко, нормальные люди так не разговаривают с работодателями!

      Удалить
    4. Однозначно. Нога на ногу, в кресле развалившись, улыбка самодовольно-нахальная. И это человек, который остро нуждается в работе?

      Удалить
  5. О! Да я вот полностью согласная же!!!! Сияние Кубрика , я вообще ужасы не люблю, читала только Кинга за то, что у него они не главное!!!
    А Кубрик наснимал треша -ужаcа-кровищи-бэээээ
    И все противные в его фильме: и Джек, и Венди, и мальчик, и отель(((
    А ТВ ерсию смотрела года несколько назад, по случаю, и очень мне она по нраву прошлась)))

    ОтветитьУдалить
  6. Таня, Лора, а как подписаться на ваши блоги тут, не регистрируясь? Это реально?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Через почту). Ищи на странице окошко "подписка по емайл", вбивай свой адрес и будет тебе щастье в виде сыплющихся прям в почту сообщений).
      Подсказываю, чтоб жирафик долго не мучалсо. У Яхонта это окошко в сами низу страницы, а у меня - в боковой правой колонке.

      Удалить
  7. Сияние Кубрика совсем не понравился, а Кинговское конечно шик. Ды и вообще, как может создатель, родитель этого романа, всей этой мысли снять "неправильный" фильм? Только он и знает, как все происходило, он дал жизнь своему творению. Практически со всеми вышесказанными комментариями согласна, кроме одного. Когда я читала книгу, я понятия не имела что есть старенький фильм Кубрика, я видела только телеверсию. Но! Сама не знаю, почему, с первой же страницы я представляла Джеком именно Николсона. Каково же было мое удивление, когда я нашла этот фильм и увидела его в главной роли! По-моему, это полностью его роль с которой он справился блестяще (и это вовсе не из-за любви к этому актеру). Во-первых, я бы не сказала, что он сумасшедший с первых минут. Скорее моментами мелькало это выражение, которое как бы предвещало нечто зловещее, необратимое, что должно было с ними случиться в этом отеле. Во-вторых, в романе я бы далеко не назвала Джека Торранса абсолютно нормальным, было в нем безумие. Как же момент, когда он избил подростка, за что его впоследствии уволили? А напившись сломал руку сыну? Разве это нормальный человек? В том-то и дело, что в этой семье было очень много проблем, от которых они старались убежать, начать новую жизнь. изменить ее к лучшему.

    ОтветитьУдалить